Мы говорили «электронная документация» — подразумевали «Microsoft Office». По крайней мере, так было до марта 2022 года, когда американский гигант прекратил продажи своих продуктов в России.
Что российский рынок предлагает потребителю, есть ли на нем полноценные замены Офису и какие возможности они дают — тема сегодняшней статьи.
Инструментарий для решения офисных задач вчера и сегодня
Ранее отечественный рынок на 77,5% пользовался иностранным офисным ПО, куда, кроме названного столпа, входили «мелкие» альтернативы — WPS Office, Hancom и др. 15,5% в 2020 году приходилось на свободное программное обеспечение, и лишь 7% занимали российские разработки.
В 2022 году продажи отечественных аналогов «Офиса» скакнули вверх. Так, наиболее известный игрок на рынке — «МойОфис» — увеличил продажи в 4 раза. Если раньше привычный иностранный продукт с развитой системой дистрибуции мешал бизнесу взглянуть трезво на альтернативы, то сегодня они не только активнее используются, но и доказывают свои очевидные плюсы.
Хотя связывать рост рынка российского офисного ПО с одним только отсутствием зарубежных альтернатив не совсем правильно. Переход государственных органов на местные разработки был запланирован еще в 2016 году. С целью экономии и повышения безопасности некоторые крупные российские компании искали альтернативы еще раньше.
Вот недостатки Microsoft Office и его иностранных аналогов:
- Недостаточная безопасность данных. С учетом того, что ПО подключается к зарубежным серверам компании, никто не может гарантировать отсутствие слива.
- Взаиморасчеты с владельцем бренда включают в себя валютные операции. С учетом этого даже работа через дистрибутора предполагает повышенные цены на ПО.
- Сложности с технической поддержкой и реализацией необходимых бизнесу функций в скором времени.
- Проблемы с русификацией.
- Меньшая гибкость настроек, навязывание ненужных модулей, интеграция с другими продуктами от Microsoft, которые могут быть не нужны бизнесу.
Всё это еще в середине нулевых заставляло российские организации искать альтернативу. Чаще всего это было свободное ПО, чьим недостатком была необходимость настройки внутренними силами. С середины 2010-х появились и качественные альтернативы, созданные в России.
Возможности российских офисных программ
Первым вопросом, который задали себе предприниматели в 2022 году, был «А может ли отечественная альтернатива на 100% заменить проверенного «иностранца»?
Давайте сразу зададим ответный вопрос: при всех признанных мощностях продуктов от Microsoft используются ли они в полной мере в вашем бизнесе?
Для многих предприятий вполне достаточно базовых возможностей офисного пакета: создание и верстка документов, простейшие базы и диаграммы Excel, стандартные шаблоны презентаций, формулы, проверка орфографии. Кто-то также использует стилевые схемы для оформления.
Исследователи из SoftWatch в 2014 году выявили, что большинство пользователей, для которых были куплены лицензии, проводили в продуктах Microsoft Office слишком мало времени, чтобы считать это полноценным использованием.
Таким образом, сравнивать российские офисные продукты по уровню мощности и наполненности разнообразными функциями стоит только в случае крупного бизнеса, который готов использовать их в полной мере.
В остальном отечественный «Офис» уже сегодня предоставляет полноценную платформу для электронного делопроизводства. Как пример возьмем доминирующий на рынке продукт «МойОфис» и рассмотрим его возможности в рамках сравнения с популярным иностранным конкурентом.
«МойОфис» — полноценная отечественная альтернатива Microsoft Office
Компания-разработчик появилась на рынке не с пустым портфолио. Еще в девяностые годы ее создатель Дмитрий Комиссаров разработал и продвигал текстовый редактор «Лексикон», по популярности соперничавший с Microsoft Word. В нулевых команда разработчиков создала и поддерживала пакет QuickOffice, купленный корпорацией Google. Тогда же появилась концепция «MyOffice», в 2015 году получившая новый перспективный отечественный бренд, на который сразу же обратило внимание государство.
Пакет ПО «МойОфис» предлагает следующие возможности:
- Редактирование текстовых документов.
- Работа с электронными таблицами.
- Создание статических и интерактивных презентаций.
- Система работы с электронной почтой.
- Офисный календарь.
- Управление рабочими контактами, единая система учета пользователей.
Базовый функционал полностью удовлетворяет большинству запросов бизнеса и соответствует, например, популярному облачному решению от Google.
Мало того, разработчик заинтересован в мягком и беспроблемном переходе пользователей на новый продукт, что заставляет постоянно оптимизировать и улучшать интерфейс.
Данный аналог «Офиса» также адаптирован под Linux-системы, что будет полезно для компаний, использующих отечественные системы: « Астра Линукс» и другие.
Миграция на новое офисное ПО пройдет безболезненно. Дополнительно к этому стоит учесть ключевые преимущества отечественного решения:
- Повышенная безопасность. Архитектура ПО «МойОфис» разрабатывается с учетом требований безопасности, утвержденных в Российской Федерации. Продукт прошел проверку ФСТЭК России и полностью готов к работе в организациях с самым высоким уровнем защиты информации.
- Глобальная совместимость. Офисное решение имеет программную и аппаратную совместимости с российскими и зарубежными продуктами, информационными и операционными системами, S3-системами хранения данных, аппаратными комплексами, СЭД, ERP и другими системами.
- Лицензирование. «МойОфис» включен в Реестр отечественного ПО, лицензии на продукт распространяются с учетом всех требований РФ. Таким образом, системе не грозят санкции и отключения, что позволяет добиться стабильности в работе с ПО.
Стоит упомянуть, что российский офисный продукт активно внедряется в государственном секторе и крупных компаниях, таких как VK. Все это заставляет разработчиков вести активную работу по доработке и улучшению пакета.
Облачные решения в российском офисном ПО
Удобство и доступность облачных технологий постепенно завоевывают мир. Это касается и систем работы с электронными документами. С учетом популярности SaaS и PaaS-решений, отечественные офисные продукты осваивают этот формат.
Так, пакет «МойОфис» доступен в формате облачной системы, например – Офис MWS. Она позволяет получать доступ к офисному решению из любой точки и с любого устройства, используя интернет-соединение.
Решение предлагается в двух вариантах: в версии «Лайт» пользователи офисного пакета получают доступ через браузер, в «Про» – через установленное приложение.
Основное преимущество – возможность совместной работы и онлайн-редактирование документов без установки громоздких пакетов и серверных частей офисного ПО.
«МойОфис» в пакете CloudMTS также гарантирует:
- Полную сертификацию, использование отечественных программ.
- Стабильный доступ к сервису благодаря использованию российских серверов и дата-центров.
- Сертифицированную техническую и информационную поддержку.
Оставьте заявку на бесплатное тестирование, чтобы оценить преимущества пакета и возможности его применения в организации.
Учитывая все представленные выше возможности, добавив к этому отказоустойчивость, систему русскоязычной помощи и поддержку российской компанией, можно заключить, что отечественные офисные продукты — не просто рабочая альтернатива иностранным, но и гарантия уверенности в завтрашнем дне для любого бизнеса.
FAQ: часто задаваемые вопросы
Какие форматы файлов поддерживаются российским офисным ПО?
- «МойОфис Текст»: DOCX, DOTX, DOCM, DOC, DOT, ODT, OTT, RTF, TXT, HTML, XHTML, HTM, MHT, MHTML, XODT, XOTT.
- «МойОфис Таблица»: XLSX, XLTX, XLSM, XLS, XLT, ODS, OTS, CSV, TSV, TAB, SCSV, TXT, XODS, XOTS.
- «МойОфис Презентация»: PPTX, PPT, ODP, POTX, POT, OTP.
Можно ли обеспечить безопасность данных за счет внутреннего хранения?
Вы можете доверять и облачным сервисам, поскольку они изначально проектировались с учетом высоких требований к информационной безопасности, и регулярно проходят внешний аудит. Но если вам необходимо хранить данные на внутренних серверах, то это не проблема: облако «МойОфис» можно развернуть на инфраструктуре вашей организации с возможностью организовать доступ к данным без подключения к интернету.
Интегрируются ли офисные продукты со сторонним ПО?
Продукты «МойОфис» обладают широкими возможностями для интеграции с внешними решениями. Доступны более двух десятков готовых интеграций с системами электронного документооборота, аналитикой, мессенджерами, ЕСИА и др.