Любой облачный провайдер в качестве подтверждения уровня предоставляемых сервисов ссылается на вендоров, чье оборудование он использует в составе своих облачных платформ, степень доступности сервисов и уровень Tier.
Именно последний параметр и отражает степень надежности дата-центра, на базе которого развернуты облачные сервисы. Здесь действует простая логика: чем выше уровень, тем меньше простоев может позволить себе оператор дата-центра.
Давайте разберемся, чем отличаются ЦОДы разных уровней и может ли Tier выступать критерием выбора дата-центра.
Обзор уровней Tier
Классификация Tier была предложена Uptime Institute — одним из наиболее признанных сертификационных институтов. Именно эта организация разработала собственный стандарт надежности ЦОД. Присвоенный на этапе создания проекта уровень, в первую очередь, показывает, насколько отказоустойчив ЦОД.
В классификации Tier существует четыре уровня, к которым может быть отнесен дата-центр:
- Tier I;
- Tier II;
- Tier III;
- Tier IV.
Уровни отличаются друг от друга множеством параметров, среди которых ключевыми являются:
- резервирование активного оборудования;
- распределенные потоки;
- возможность обслуживание без остановки работы;
- суммарный годовой простой;
- отказоустойчивость объекта в процентах.
Надежность и безопасность ЦОД увеличивается с каждым уровнем. Из этого следует простой вывод: при выборе облачного провайдера или аренде услуг дата-центра (например, colocation) следует обращать внимание на уровень ЦОД, в котором будет «жить» ваша ИТ-инфраструктура.
Рассмотрим каждый из уровней подробнее.
Tier I
Дата-центр уровня Tier I представляет из себя базовую инфраструктуру начального уровня. ЦОД, соответствующий первому уровню, должен иметь выделенное под ИТ-оборудование пространство, ИБП, охлаждающие системы и генератор для минимизации простоев при проблемах с питанием.
Такие объекты не имеют запасных ресурсов, а критически важные элементы инфраструктуры не зарезервированы. Допустимое время простоя составляет 28.8 часов в год, а уровень отказоустойчивости составляет 99.671%. Поломка любой из систем для ЦОД уровня Tier I нарушает (или даже останавливает) работу всего объекта.
Tier II
В дата-центре уровня Tier II уже присутствует резервирование критически важных компонентов. Работа такого ЦОД может быть нарушена аварийной ситуацией или проведением плановых работ — при профилактике он будет отключен. Активное оборудование резервируется по схеме N+1, присутствует один энерговвод.
Допустимое время простая дата-центра, которому присвоен Tier II, — 22 часа в год, а уровень отказоустойчивости, соответственно, — 99.749%.
Tier III
Ключевое отличие ЦОД уровня Tier III — возможность ремонта и модернизации без отключения оборудования и остановки работы дата-центра. Иными словами, клиенты такого дата-центра даже не узнают, что на объекте проводилась профилактика или замена вышедших из строя компонентов. Tier III ЦОД имеет уже два энерговвода, активное оборудование резервируется по схеме N+1, а вот потоки — по 2N.
Подавляющее число коммерческих ЦОД в России соответствуют требованиям Tier 3. Отказоустойчивость составляет 99.982%, а значит, простой такого дата-центра не превысит 1.6 часа в год.
Tier IV
Самый высокий уровень на сегодняшний день. Фактически ЦОД уровня Tier IV представляет собой дата-центр третьего уровня с добавлением концепции отказоустойчивости в топологическую схему. Объект, которому присвоен наивысший уровень в классификации Uptime Institute, будет работать даже при системном сбое или проведении ремонтных работ.
Максимальный показатель доступности — 99.995% — достигается благодаря дублированному резервированию инженерных систем (2(N+1)). Это означает, что дублируются и основные, и дополнительные системы ЦОД. Более того, для большей отказоустойчивости основные и резервные компоненты разнесены по разным помещениям. Допустимое время простоя ЦОД Tier IV составляет всего лишь 26 минут в год.
Сравним все рассмотренные уровни в таблице:
Tier I | Tier II | Tier III | Tier IV | |
---|---|---|---|---|
Резервирование оборудования | нет | N+1 | N+1 | 2(N+1) |
Возможность обслуживания без остановки | нет | нет | да | да |
Годовой простой | 28.8 часов | 22 часа | 1.6 часа | 26 минут |
Уровень доступности | 99.671% | 99.749% | 99,982% | 99.995% |
Стоит ли безоговорочно доверять уровням Tier
Присвоенный дата-центру Tier — важный критерий выбора и гарантия бесперебойной работы ваших бизнес-приложений и систем. Однако в этом случае «больше» не всегда значит «лучше». Иными словами, подавляющему числу заказчиков не нужен дата-центр уровня Tier IV. На это есть несколько причин:
- Строительство дата-центра уровня Tier IV требует колоссальных затрат — в будущем это неизбежно повлияет на стоимость услуг.
- При выборе дата-центра нужно, в первую очередь, ориентироваться на задачи бизнеса. Для подавляющего числа заказчиков Tier IV окажется не просто дорогим, но еще и избыточным решением.
- Действительно высокое качество услуг по рыночной цене вы получите у провайдера, чьи сервисы развернуты на базе Tier III дата-центра.
Некоторые ЦОДы могут соответствовать определенному уровню Tier, но не иметь сертификата. Как правило, от сертификации отказываются небольшие дата-центры и чаще всего из-за стоимости. В пересчете на стойку затраты могут оказаться весьма чувствительными, из-за чего в будущем оператору придется компенсировать эти расходы путем повышения стоимости услуг.
Однако это не единственная причина, по которой ЦОД может оказаться без сертификата Uptime Institute. Эта организация активно работает на территории России меньше десяти лет, поэтому некоторые ЦОДы при строительстве просто не имели возможности пройти сертификацию.
Конечно, это не значит, что ЦОД без сертификата — это обязательно плохой ЦОД. Если вы готовы мириться с отсутствием документального подтверждения соответствия уровню Tier, обязательно попросите оператора дата-центра подтвердить это соответствие на практике. Если же вам нужно однозначное подтверждение соответствия — выбирайте ЦОД с сертификатами Uptime Institute. Это гарантирует качество услуг дата-центра.
Кому какой уровень ЦОД подойдет
Сейчас большинство коммерческих дата-центров в мире относится к Tier III, меньше — к Tier II.
- Если вы планируете разместить корпоративную инфраструктуру, вашему проекту важен высокий уровень доступности и бесперебойная работа сервисов — выбирайте ЦОД Tier III.
- Для «домашних» или нетребовательных проектов вполне подойдет и Tier II.
Давайте подытожим. Конечно, уровень надежности ЦОД — важный параметр при выборе поставщика сервисов. Однако далеко не единственный. Стоит внимательно учитывать и другие факторы — сколько лет на рынке присутствует провайдер, кто уже пользуется его услугами и каков практический опыт оператора в реализации таких проектов.